Тема: «Составление и употребление 

в речи сложноподчиненных предложений 

с союзом потому что»

Цели:

1. Формирование навыка составлять и употреблять в речи 

сложноподчиненные предложения.

2. Формирование навыка находить причинно-следственной связи между событиями.

3. Формирование навыка употребления союза потому что.

4. Формирование умения отвечать полным предложением (сложным), употребляя союз потому что.

5. Развитие внимания, памяти, мышления.

6. Развитие общей моторики, координации речи с движением.

Оборудование: игра «Что сначала, что потом?», изображения двух юношей (один с удивленным лицом), бревна, 

колеса, самолета, птицы; картинки: девочка упала и плачет; осень, опадает листва; мальчик лежит с больным зубом 

рядом гора фантиков от конфет; мальчик стоит расстроен-

ный перед упавшим мороженным; зима, стоит тепло одетый 

мальчик; мяч.

Ход занятия

I. Организационный момент.

ИГРА «ЧТО СНАЧАЛА, ЧТО ПОТОМ».

Логопед раздает каждому ребенку по две сюжетные кар-

тинки и просит посмотреть на них и сказать, что было сна-

чала, а что потом? Например: Сначала птица свила гнездо, 

потом вывела птенцов.

II. Основная часть.

1. ИГРА «ПОЧЕМУ И ПОТОМУ».

Логопед выставляет на доске изображения двух юношей 

(один с удивленным лицом) и читает детям сказку.

Почему и Потому

Жили-были Почему и Потому. Видят они — катится бревно (логопед выставляет изображение бревна).

— Почему оно катится? — спросило Почему.

— Потому что оно круглое, — ответило Потому.

— А почему бы нам не сделать что-нибудь круглое? — 

спросило Почему.

Стали тогда Почему и Потому строгать, пилить, и получилось у них круглое колесо (логопед выставляет изображение колеса).

Сели они и покатились по земле. Катятся они, катятся 

и видят: летит птица (логопед выставляет изображение 

птицы).

— Почему она летит? — спросило Почему.

— Потому что у нее есть крылья, — ответило Потому.

... — А почему бы нам не сделать крылья? — спросило 

Почему.

Сделали тогда Почему и Потому крылья, и получился са-

молет. И полетели они дальше удивляться (логопед выставляет изображение самолета).

(Н. Рыбаков)

Какие вопросы задавало Почему?

Как отвечало Потому? 

— Сегодня мы превратимся в Почему и Потому и будем 

учиться отвечать на вопросы правильно, полным предложением и красиво.

2. ИГРА «ПОТОМУ ЧТО».

Логопед выставляет на доске несколько картинок: девочка упала и плачет; осень, опадает листва; мальчик лежит 

с больным зубом кругом гора фантиков от конфет; мальчик 

стоит расстроенный перед упавшим мороженным; зима, 

стоит тепло одетый мальчик.

Л о г о п е д. Посмотрите на первую картинку. Почему де-

вочка плачет? Ответить надо полным ответом (Девочка плачет, потому что упала).

— Посмотрите на вторую картинку. Почему опадают листья?

— Посмотрите на третью картинку. Почему у мальчика 

болит зуб?

— Посмотрите на четвертую картинку. Почему мальчик 

расстроился?

— Посмотрите на пятую картинку. Почему мальчик теп-

ло одет?

3. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Раз — ступенька,

Два — ступенька,

Дети маршируют на месте

Три — ушиблена коленка. Трут коленку

На четвертой на ступеньке

Я встаю на четвереньки.

Встают на четвереньки

Пусть ступеньки высоки, высоки,

На коленках синяки, синяки.

Встают, тянутся руками к потолку,

Бьют себя по коленкам

Я по лестнице поднялся,

Остальное — пустяки!

(А. Ахундова)

Маршируют, улыбаются

4. ИГРА С МЯЧОМ «ОТВЕТЬ НА ВОПРОС».

Л о г о п е д. Я буду кидать мяч и задавать вопросы, а вы 

отвечать полным предложением со словом потому что. Например: Почему ты любишь детский сад? Я люблю детский 

сад, потому что тут много игрушек…

— Почему нельзя купаться зимой?

— Почему собака, кошка и корова — это домашние жи-

вотные?

—Почему птицы улетают в теплые края? И т.д.

5. ИГРА «ИСПРАВЬ ОШИБКУ».

Л о г о п е д. Почему и Потому удивлялись, задавали во-

просы, отвечали на них и запутались! Давайте поможем им 

разобраться:

— Наступила зима, потому что стало холодно. Правильно? (Нет. Стало холодно, потому что наступила зима.)

— Девочка упала, потому что плачет. Правильно?

— Идет дождь, потому что мы промокли. Правильно?

— Наступила осень, потому что птицы улетели в теплые 

края. Правильно?

— Мальчик ел снег, потому что у него заболело горло. 

Правильно?

III. Итог занятия.

Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?

Комментарии