Речевое дыхание
Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком юольшой вдох или добор воздуха заметен для окружающих.
В норме речевое дыхание окончательно формируется у детей к 10-летнему возрасту.
Характеристика речевого дыхания у учащихся 1 класса с речевыми нарушениями:
малый объем легких;
слабая дыхательная мускулатура;
слабый вдох и выдох, что ведёт к тихой, едва слышной речи (часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных);
неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха (в результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает конец слова или фразы);
неумелое распределение дыхания по словам - ребёнок вдыхает в середине слова ( мы с мамой пой-(вдох)-дём гулять);
торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлёбыванием»-слабый выдох или неправильно направленная выдыхаемая воздушная струя, которая в свою очередь приводит к искажению звуков.
Следовательно, необходимо проводить работу по формированию речевого дыхания у учащихся с различными речевым нарушениями. Это могут быть как одно-два упражнения на логопедическом занятии, так и целые комплексы дыхательной гимнастики.
Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания
«Паровоз» - ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения
колес паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения,
громкость и частоту произношения.
«Пастушок» - подуть носом в небольшую дудочку как можно громче, чтобы
созвать разбежавшихся в разные стороны коров; показать ребёнку, что
необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку.
«Гуси летят» - медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как
гуси; руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «гу-у-
у» (8 – 10 раз).
«Аист» - стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене,
вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая
равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш (6-7
раз).
«Шарик» - представить себя воздушными шариками; на счёт 1, 2, 3, 4
сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счёт 1-5
медленно выдохнуть.
«Каша» - вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить
не менее 6 раз.
«Ворона» - сесть прямо, быстро поднять руки через стороны вверх – вдох,
медленно опустить руки – выдох. Произнести: кар!
Также для развития речевого дыхания можно использовать сл.предметы
Комментарии
Отправить комментарий