Речевое дыхание 

Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком юольшой вдох или добор воздуха заметен для окружающих.

В норме речевое дыхание окончательно формируется у детей к 10-летнему возрасту.

Характеристика речевого дыхания у учащихся 1 класса с речевыми нарушениями:

 малый объем легких;

 слабая дыхательная мускулатура;

 слабый вдох и выдох, что ведёт к тихой, едва слышной речи (часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных);

 неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха (в результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает конец слова или фразы);

 неумелое распределение дыхания по словам - ребёнок вдыхает в середине слова ( мы с мамой пой-(вдох)-дём гулять);

 торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлёбыванием»-слабый выдох или неправильно направленная выдыхаемая воздушная струя, которая в свою очередь приводит к искажению звуков.

Следовательно, необходимо проводить работу по формированию речевого дыхания у учащихся с различными речевым нарушениями. Это могут быть как одно-два упражнения на логопедическом занятии, так и целые комплексы дыхательной гимнастики.

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания

«Паровоз» - ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения 

колес паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, 

громкость и частоту произношения.

«Пастушок» - подуть носом в небольшую дудочку как можно громче, чтобы 

созвать разбежавшихся в разные стороны коров; показать ребёнку, что 

необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку.

«Гуси летят» - медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как 

гуси; руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «гу-у-

у» (8 – 10 раз).

«Аист» - стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, 

вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая 

равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш (6-7 

раз).

«Шарик» - представить себя воздушными шариками; на счёт 1, 2, 3, 4 

сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счёт 1-5 

медленно выдохнуть.

«Каша» - вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить 

не менее 6 раз.

«Ворона» - сесть прямо, быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, 

медленно опустить руки – выдох. Произнести: кар!

Также для развития речевого дыхания можно использовать сл.предметы

Комментарии